Финляндия — еще один мировой BIM-лидер

Небольшая Финляндия – также один из пионеров внедрения BIM. При этом, как в Великобритании, США, Дании и некоторых других странах, переход на информационные технологии в строительстве решает не только внутригосударственные задачи, но и призван помочь финским строительным компаниям в конкурентной борьбе на международном рынке.

Финляндия Рис№1

Цель этой борьбы – с помощью новой технологии вырваться в лидеры мировой строительной индустрии, а международным распространением опыта применения BIM, а также национальных регламентирующих документов и классификаторов «застолбить» за собой новые рынки строительных услуг.

В Финляндии процесс внедрения информационных технологий (прежде всего моделирования) в строительстве начался ещё в 1990х годах. Его развитие привело к тому, что с 2007 года правительственные службы, отвечающие за строительство, начали требовать для своих проектов применения BIM. Первоначально оно понималось в соответствии стандарту IFC и следовании национальным рекомендациям, постепенно трансформировавшимся в COBIM (Common BIM Requirements, «Общие требования BIM»).

После многолетнего использования и серьезного переосмысления 27 марта 2012 года в Финляндии выходит и начинает применяться новая редакция COBIM 2012, действующая и в настоящее время.

Этот документ, получивший развитие на государственные деньги, выделенные законодателями, а также на частные средства строительных компаний, девелоперов, разработчиков программного обеспечения, производителей стройматериалов и многих других, собранные организацией buildingSMART Finland, отличается от предыдущего издания серьезной переработкой разделов 1-9, а также появлением совершенно новых частей 10-14. Для удобства дальнейшего использования и ориентации в возможных новых редакциях была введена версионность: нынешняя версия «Требований» получила номер v1.0.

В частности, в рамках проекта InfraFINBIM был разработан открытый формат inframodel для обмена данными между инфраструктурными проектами.

Сегодня внедрение BIM в Финляндии, как и во многих других странах, давно уже вставших на «тропу» информационного моделирования, идёт прежде всего через инфраструктурное строительство. Поэтому для наработки опыта и понимания особенностей информационного моделирования на инфраструктурных объектах правительством был утвержден список пилотных проектов, состоящий из 14 мостов, тоннелей, парковок, железнодорожных путей, станций и т.п., который сейчас успешно реализуется. В частности, введенный в 2015 году в эксплуатацию мост Isoisa Bridge («Дедушкин мост») стал первым в Финляндии объектом такого рода, для которого BIM использовалось на всех стадиях: при проектировании, в проведении конкурсных процедур и при строительстве.

Финляндия Рис№4

Рис. 3. «Дедушкин мост» — этот проект получил международную премию Tekla Global BIM Awards 2015.

В результате с 2014 года Агентство по транспорту Финляндии, а также некоторые крупные заказчики стали требовать соответствия формату inframodel 3 (в дополнение к IFC) во всех новых дорожно-строительных проектах. В ближайшее время к ним собираются присоединиться и муниципалитеты крупных финских городов.

Особое место для BIM в Финляндии отводится в городском планировании города Хельсинки, который является не только столицей, но и одним из основных транспортных узлов страны. Департамент городского планирования Муниципалитета финской столицы совместно с Агентством по транспорту Финляндии приступил к созданию открытой 3D Информационной платформы города, которая станет основой информационной модели Хельсинки, а также поможет в симуляции и осмыслении транспортно-коммуникационных и градостроительных процессов.

Рис. 4. Перечень задач, которые призвана решать Информационная платформа Хельсинки.

Под задачами симуляции понимается моделирование (имитация) и анализ процессов, в том числе непрерывных, происходящих как на отдельных исследуемых объектах, так и в их группах или других городских образованиях.

Например, для станции метро или электропоезда это предполагает изучение пассажиропотока, а также температуру в тоннелях и на станции, воздушные потоки и многое другое. Для решения этих задач обычно привлекаются специализированные программы, получающие данные из основной модели.

Решение подобных задач предполагает, что наполнение Информационной платформы должно осуществляться не архивными чертежами или 2D файлами, а только полноценными информационными моделями. Первоначальный уровень детализации объектов – LOD100 и LOD200, эта детализация при необходимости может увеличиваться заменой моделей на более проработанные.

Финляндия Рис№6

Рис. 5. Разделенная по этапам «дорожная карта» создания Информационной платформы финской столицы и один из её авторов, проджект-менеджер Департамента городского планирования Хельсинки Юкка Тарккала. Слайд из доклада на конференции «BIM и региональное развитие 2015» в Вильнюсе.

Открытость платформы предполагает, что в дальнейшем в неё могут добавляться модели через открытый формат IFC, а также DGN, LandHML и некоторые другие BIM-форматы. В этом главное отличие создаваемой Информационной платформы от обычных геоинформационных систем, связь с которыми – тоже одна из обязательных решаемых задач.

Создание этой Информационной платформы (как места сбора и хранения информации о городских объектах с частичным наполнением самими объектами) должно быть реализовано в 2015-2016 годах.

Создание Информационной платформы – комплексная задача, естественным образом распадающаяся на несколько автономных, но взаимосвязанных блоков: трехмерное моделирование, техническое обслуживание, трехмерная инфраструктура, ввод-вывод и хранение информации, проверка концепции через пилотные проекты, возможные направления развития.

Финляндия Рис№7

Рис. 6. Некоторые подпроекты и рабочие подразделы при создании Информационной платформы Хельсинки.

Другое специализированное направление внедрения BIM в Финляндии – реконструкция имеющихся объектов, которая по важности и объемам работы уже превосходит новое строительство. Здесь наиболее знаковый пилотный проект – реконструкция Олимпийского стадиона в Хельсинки. Она запланирована с 2016 по 2019 годы при полном (на всех стадиях проектирования и строительства) использовании технологии BIM.

Теперь немного информации про buildingSMART Finland. Эта некоммерческая организация, призванная продвигать технологию BIM в Финляндии, как участник международного альянса buildingSMART International и один из создателей (наряду с Данией и Швецией) группы buildingSMART Nordic, появилась в 2008 году. На момент создания она насчитывала 14 членов (компаний), на 2014 год – уже 110 членов. Ежегодный бюджет организации составляет 100 000 евро, ещё порядка 350 000 евро она получает в виде заказов на выполнение определенных работ (разработка требований, рекомендаций и т.п.).

Штат насчитывает двух постоянных сотрудников (председатель и секретарь) и необходимое количество привлекаемых по договорам специалистов. Существует пять активные групп пользователей, выделенных организационно: клиенты, инфраструктура, городское планирование, инженерное оборудование зданий, образование. Организация buildingSMART Finland за короткое время стала «домом для BIM в Финляндии».

Финляндия Рис№8

Рис. 7. Структура организации buildingSMART Finland как части объединения buildingSMART Nordic стран Северной Европы в рамках альянса buildingSMART International, а также состав её инфраструктурной группы.

За время существования buildingSMART Finland можно укрупнено выделить следующие периоды её деятельности:

  1. 2008-2010 – распространение знаний о BIM.
  2. 2011-2013 – развитие и продвижение требований COBIM.
  3. 2014 – работа группы по инфраструктуре и городскому планированию.
  4. 2015 – публикация общих требований BIM по инфраструктурным объектам.
  5. 2016 – планируется публикация «Руководства по инфраструктурному моделированию».
  6. 2017 – планируется объединить с BIM индустрию производства строительных материалов и конструкций.
Инфраструктурная группа – это сравнительно недавнее образование внутри buildingSMART Finland, которому на ближайшие годы отводится роль «локомотива» в процессе внедрения BIM. Основные цели деятельности инфраструктурной группы можно сформулировать следующим образом:
  1. Разработка стандартов и руководств по использованию информационного моделирования для инфраструктурных объектов.
  2. Всесторонняя информация «ноу-хау» по инфраструктурной тематике.
  3. Методика совместной работы на основе модели.
  4. Сервисы, создаваемые в режиме открытых данных.
  5. Высокоэффективные технологии.
  6. Всё это входит в программу INFRA 2025 повышения продуктивности и конкурентоспособности инфраструктурной индустрии Финляндии к 2025 году.

Финляндия Рис№9

Рис. 8. «Дорожная карта» для инфраструктурной группы buildingSMART Finland на период 2015-2025.

  1. На сегодняшний день в выполнении инфраструктурной «дорожной карты» уже есть определенные достижения:
  2. Разработаны и опубликованы большинство разделов требований к информационному моделированию инфраструктурных объектов YIV 2015.
  3. Разработан формат для обмена данными при таком моделировании inframodel 3.
  4. Разработана методика использования при моделировании мостов уже имеющихся в формате IFC строительных элементов.
  5. Опубликовано расширение к Классификатору строительных элементов версия 1.5.
  6. Наведен порядок в терминологии.
  7. Осмыслена и сделана доступной успешная практика нескольких компаний в области работы с инфраструктурными объектами.

Финляндия Рис№10

Рис. 9. Таблица данных, содержащихся в библиотечных элементах классификатора. Если же говорить о перспективных задачах, то они видятся инфраструктурной группой buildingSMART Finland в переходе на более высокий уровень развития, который можно охарактеризовать прежде всего информационным обеспечением жизненного цикла объекта, целостным информационным моделированием среды, в которой находится объект, дальнейшим развитием интероперабельности и открытым интерфейсом.

Финляндия Рис№11

Рис. 10. Перечень данных, которые войдут в формат inframodel 3.1.

>Источник: http://www.infobud.com.ua/